Задвижка – трубопроводная арматура, которая используется для работы с различными транспортируемыми средами. В этих устройствах перемещение запорного или регулировочного органа осуществляется под прямым углом относительно движения потока рабочей среды. Использование задвижек актуально для различных транспортировочных и технологических трубопроводов, используемых для подачи рабочей среды (воды, газа и т. д.) в системах ЖКХ, газоснабжения, нефтепроводах, энергетических объектах.
Активное распространение этой трубопроводной арматуры связано с множество технических положительных характеристики:
простая конструкция задвижки, надежность в работе;
сравнительно малые строительные габаритные размеры;
возможность использования в разных эксплуатационных условиях;
невысокий уровень гидросопротивления в процессе работы.
Благодаря малому гидросопротивлению задвижки широко используются для установки на магистральных газопроводах, по которых рабочая среда транспортируется на высокой скорости и под соответствующим давлением.
За исключением некоторых устройств, задвижки не применяются в качестве регулятора движения и расхода транспортируемого газа, потому что выступают только в качестве устройства полного отключения или открытия движения потока. Запорный орган в этом оборудовании имеет только два рабочих положения – закрытое и открытое.
Проектирование и изготовление задвижек выполняется в соответствии с требованиями заказчика, предполагаемыми условиями эксплуатации трубопроводной арматуры, необходимым климатическим и защищенным исполнением. Большинство представленных моделей от компании «Газстройэнерго» являются полнопроходными – иными словами, диаметр сечения практически полностью равен диаметру трубы, на которую ставится арматура. В качестве исключения в компании «Газстройэнерго» могут быть изготовлены специальные суженные модели арматуры, которая требуется:
снизить количество крутящих моментов;
уменьшить износ элементов уплотнения.
При использовании суженных вариантов арматуры наблюдается незначительное повышение гидравлического сопротивления, но критического значения на работу газопроводной системы подобные изменения не оказывают. Не рекомендуется монтировать суженные модели только на магистральном газопроводе, если тот имеет действительно большой диаметр.
Наиболее востребованным типом управления этой трубопроводной арматуры является штурвал, иными словами – ручное управление, которое осуществляется специалистами газопроводной отрасли в соответствии с полученными данными от автоматики. Компания «Газстройэнерго» также проектирует и изготавливает задвижки ДУ, которые оборудованы следующими видами приводов:
гидравлическими;
электрическими;
пневматическими (наиболее редкая ситуация).
Если управляемая вручную задвижка имеет большие размеры и предполагается ее монтаж на газопроводе с соответствующим диаметром, то дополнительно устанавливается редуктор, наличие которого позволяет снизить усилия закрытия и открывания (движения рабочего органа арматуры).
К специфическим особенностям трубопроводных задвижек, которые можно приобрести в компании «Газстройэнерго», можно отнести следующие характеристики:
низкая степень гидросопротивления;
сравнительно небольшая строительная длина;
необходимость приложения значительного усилия на привод запорного органа;
отсутствие противодавления перемещаемой среде.
Газопроводные задвижки имеют относительно простую конструкцию, которая полностью симметрична. За счет этого допускается их применение при различных направлениях движения рабочей среды. Монтаж задвижек позволяет обеспечить высокий уровень герметичности при перекрытии газового потока. Возможна их эксплуатация в различных условиях – при разных диаметрах газопроводов, температурных режимов, давления транспортируемого газа.
Запорный элемент арматуры при эксплуатации практически не преодолевает давление транспортируемого газа, поэтому усилие, требуемое для его движения, нужно прикладывать относительно небольшое. Транспортируемая рабочая среда движения сквозь задвижку напрямую, без какого-либо изменения направления, поэтому при использовании данной арматуры наблюдаются минимальные показатели локального сопротивления (если запорный орган пребывает в открытом положении).
За счет своей простой конструкции в газопроводах задвижки не способны с достаточной эффективностью выполнять функции регулирующей арматуры. В процессе пребывания запорного органа арматуры в режиме регулирования материал его изготовления подвергается стремительному абразивному износу (из-за твердых включений и примесей, которые находятся в газовом потоке).
Традиционно задвижка для газопроводов включает в себя следующие составные элементы:
корпус;
крышка;
шпиндель;
запорный орган.
Критическое различие между задвижками заключается в конструкционных особенностях запирающего органа. Также при выборе изделия специалисты обращают внимание на материал, используемый для изготовления корпуса.
Задвижки и клапаны, используемые в газопроводных системах, имеют прямолинейное перемещение штока, поэтому обе разновидности арматуры относятся к категории «линейной». Между этими двумя видами есть критическое различие: запорный орган задвижки двигается под прямым углом относительно направления движения транспортируемой среды, а у клапанов он движется параллельно.
Изготовление элементов уплотнения в задвижках для газопроводов ведется с применением латуни, фторопласта, нержавеющей стали, прорезиненных материалов). Корпусы задвижек производятся из алюминиевых сплавов, чугуна. Применяется технология цельного литья. По этой же технологии ведется производство стальных задвижек. Если предполагается изготовление арматуры из титанового сплава, то применяется технология сварки заготовок, которые были получены по методу штамповки из листового металлопроката.
Штампосварные задвижки по рабочим показателям и эксплуатационным характеристикам не уступают моделям, которые изготовлены по технологии литья.
В компании «Газстройэнерго» можно заказать задвижки фланцевые для использования в различных отраслях деятельности: промышленность, сельское хозяйство, коммунальная сфера. Они активно используются в электро- и теплоэнергетике, в нефтегазовой, химической промышленности, устанавливаются на магистрали по транспортировки газопродуктов, нефтепродуктов. Задвижки выступают в качестве одного из основных элементов гидравлических систем в крупном промышленном оборудовании. Устройства такого типа представлены в различных исполнениях, с разным видом запорного органа, размерами и строительными габаритами, поэтому для использования на своем объекте можно подобрать наиболее подходящую модель.